Как поступить, если ваша дочь копирует подругу?
Дети склонны подражать тем, кого они считают важными для себя. Еще в младенчестве они начинают копировать взрослых, постепенно перенимая их слова и образцы поведения.
Но родители — не единственные примеры для подражания. Со временем в жизнь ребенка входят воспитатели, учителя, кумиры из фильмoв и книг, а также сверстники, которые могут завоевать особое внимание ребенка.
Нередко именно родители провоцируют сопоставление ребенка с другими, указывая на успехи его товарищей: «Посмотри, как хорошо Маша поет!» или «Петя уже освоил таблицу умножения». Такие замечания подталкивают детей к тому, чтобы они пытались подражать своим сверстникам. Если стремление подражать кем-то связано с целью угодить родителям, ребенок может развить привычку искать признание в глазах окружающих. Родителям стоит помнить о том, что важно поддерживать ребенка, подчеркивая его уникальность и ценность независимо от успехов или неудач в сравнении с другими.
Подражание также связано с этапами взросления. Попытки моделирования поведения — это способ для ребенка попробовать различные социальные роли. В возрасте 4-7 лет дети активно вовлечены в сюжетно-ролевые игры, которые помогают им осознать себя в обществе. Не стоит переживать, если ваш ребенок копирует других в этом возрасте. Это естественный этап его развития, который со временем проходит, если не фиксировать излишнее внимание на данной особенности.
Как поддерживать ребенка в процессе подражания?
Основная задача родителей заключается в том, чтобы задавлять ребенку безопасную среду для самовыражения. Важно поощрять его стремление исследовать мир, не забывая восхищаться тем, каким он есть на данный момент. Вместо сравнения с другими, хвалите ребенка за его собственные достижения и особенности.
Также родители могут развивать у ребенка критическое мышление, вовлекая его в обсуждение разнообразных ситуаций. Вопросы типа "Как ты думаешь, почему твоя подруга так поступает?" или "Чем тебе нравится именно этот герой?" помогут ребенку научиться анализировать и оценивать поведение окружающих, что постепенно подведет его к осознанию собственной индивидуальности.